Танзанит

ТанзанитТанзанит – один из самых редких и красивых камней в мире. Он был открыт в 1967 году в Танзании, у подножья горы Килиманджаро (плато Мерелани, провинция Аруша). Месторождение танзанита якобы обнаружили местные жители, пастухи африканского племени Масаи, на месте обгоревшей поляны. Они принесли камень весом около 2 кг Мануэлю де Саузо (его еще называли «безумным Мануэлем»), который в то время находился в Танзании с экспедицией по поиску рубинов. Крупные прозрачные кристаллы с окраской фиолетово-багровых оттенков сначала сочли за сапфиры, но эти камни были мягче. Вскоре было установлено, что обнаруженный минерал представляет собой разновидность цоизита, а характерный синеватый оттенок в окраске возник благодаря примесям хрома и ванадия. На официальной презентации в 1986 году танзанит был объявлен самым красивым из всех драгоценных камней синего цвета, найденных за последние 2000 лет.
Вес самого большого танзанита, найденного у подножья горы Килиманджаро, составил более 3 кг (16, 839 карат). Ему дали название «Маванзи», в честь самого высокого пика горы. Известно, что стоимость этого камня до сих пор не оценена.

Из истории танзанита

Из истории танзанитаС 2004 года добычу танзанита осуществляет «Tnazanite One Group». Добывают камень подземным способом, в шахтах, глубина которых составляет около 400 метров. До сих пор не обнаружено новых значительных месторождений этого камня, поэтому с каждым годом танзанит подтверждает звание одного из самых редких камней в мире, соответственно, увеличивается и его стоимость (цена за карат сегодня измеряется тысячами долларов, и во многом зависит от цвета камней).
Отметим, что немаловажная роль в истории существования танзанита принадлежит ювелирному дому «Tiffany». Уникальная красота камня была высоко оценена президентом «Tiffany», Генри Платтом. Также известно, что ему не понравилось название минерала цоизит (zoisite), поскольку на слух оно напоминало слово «суицид» (suicide), поэтому он предложил дать название «танзанит», связанное с месторождением камня. Вскоре танзанит появился во многих коллекциях «Tiffany», в связи с чем привлек к себе большое внимание дизайнеров и знаменитостей. Известно, что танзанит засверкал в фильме «Титаник» Джеймса Кэмерона, а также украшения с этим камнем носила Элизабет Тейлор.

Применение танзанита

Применение танзанитаТанзанит является очень ценным ювелирным камнем. Поскольку он необычайно хрупкий, работать с ним нужно очень бережно, чтобы не повредить во время огранки. Этот камень плохо реагирует на резкие перепады температур, его нельзя очищать кислотами или с помощью ультразвуковых ванн. Бережное отношение к танзаниту стоит проявить и обладателям изделий с этим камнем: такие украшения одевают крайне редко, на самые значительные мероприятия. Тем не менее, ювелирные изделия с танзанитом всегда остаются знаком высокого стиля, элитарности и подлинной роскоши.

Окраска танзанита

Окраска танзанита

Насыщенная, глубокая, интенсивная окраска характерна для более крупных камней танзанита, а небольшие – отличаются лавандовым цветом. Этот камень также может обладать «александритовым эффектом» («color shift effect»): под разными углами может проявляться трехцветная окраска ярко-синего, лилово-пурпурного оттенков, цвета «коричнево-желтая саванна», с ярко-зелеными и золотистыми солнечными оттенками. Для камней, которые находят ближе к поверхности земли, характерен сине-фиолетовый цвет. Изначально кристаллы танзанита окрашены в коричневый или зеленоватый, а затем их подвергают специальной тепловой обработке: при температуре +375С – около часа, а при нагревании до +600С – всего несколько минут, иначе происходит полное обесцвечивание кристаллов. Таким образом, танзанит проявляет красивую насыщенную окраску в сине-фиолетовых оттенках с сиреневым отливом.
Наиболее дорогими считаются «королевские танзаниты». При дневном освещении в таких камнях наблюдается до 80% окраски первичного глубокого синего цвета с фиолетовым отливом. Под искусственным освещением в таких камнях проявляются красновато-пурпурные оттенки. В процессе огранки мастера стараются как можно лучше усиливать именно синий цвет в окраске танзанита.

Tanzanite

TanzaniteTanzanite is one of the most rare and beautiful stones in the world. It was discovered in 1967 in Tanzania, at the foot of Mount Kilimanjaro (Mererani plateau, province Arusha). Tanzanite deposit was allegedly found by the locals, the shepherds of African Masai tribe, in place of burnt clearing. They brought the stone weighing about 2 kg to Manuel de Souza (also called “mad Manuel”), who was in Tanzania with an expedition to search for rubies at that time. Large transparent crystals of violet and burgundy shades were first taken for sapphires, but these stones were softer. Soon it was discovered that this mineral was a variety of zoisite, and the characteristic bluish color was due to impurities of chromium and vanadium. At the official presentation in 1986, tanzanite was announced the most beautiful of all blue gemstones found in the last 2000 years.
Weight of the largest tanzanite found at the foot of Mount Kilimanjaro, was more than 3 kg (16, 839 carat) It was named “Mavanzi” after the highest point of the mountain. It is known that the value of the stone is still not appraised.

From the history of tanzanite

From the history of tanzaniteSince 2004 tanzanite mining is carried out by «Tanzanite One Group». The stone is quarried by underground method in the mines of about 400 meters deep. New significant deposits of the stone are still not found, so every year tanzanite confirms its title of one of the rarest stones in the world. As a result, its cost also increases (the price per carat today is thousands of dollars, and it largely depends on the color of the stones).
It should be noted that an important role in the history of tanzanite belongs to the jewelry house “Tiffany & Co.”. The unique beauty of the stone was highly valued by the President of “Tiffany & Co.”, Henry Platt. It is believed that he did not like the name of the mineral zoisite, as it sounded like “suicide”, that’s why he offered the name “tanzanite” associated with the deposit of the stone. Soon tanzanite appeared in many collections of “Tiffany & Co.”, which attracted much attention of designers and celebrities. It is known that tanzanite sparkled in the film “Titanic” by James Cameron, jewelry with this stone also wore Elizabeth Taylor.

The use of tanzanite

The use of tanzaniteTanzanite is very precious jewelry stone. Since it is extremely fragile, one should work with it very carefully not to damage it during cutting. This stone does not react well to sudden changes in temperature; it can not be cleaned with acids or ultrasonic baths. The owners of products with this stone should be also very careful: such jewelry is worn extremely rare, for the most important events. Nevertheless, tanzanite jewelry is always a sign of high style, elitism and genuine luxury.

Coloring of tanzanite

Rich, deep, intense color is typical for larger stones of tanzanite, while smaller ones are characterized by lavender color. This stone may also have a “alexandrite effect» («color shift effect»): at different angles one can see tri color of bright blue, lilac-purple hues, “brown-yellow savannah” with bright green and golden sun shades.

Coloring of tanzanite

The stones that are closer to the surface, are characterized by blue-violet color. Initially tanzanite crystals are brown or greenish, and then they are subjected to a special heat treatment: at the temperature of + 375C – for about one hour, and when heated up to +600C – only for a few minutes, otherwise a complete discoloration of crystals occurs. Thus, tanzanite shows a beautiful rich color of blue and violet shades with purple shimmering.
The most expensive are considered to be “royal tanzanites”. In daylight such rocks show up to 80% of the primary deep blue color with a purple shimmering. Under artificial light these rocks show reddish-purple hues. When cutting, the masters do their best to strengthen exactly blue color in tanzanite.